В России тысячи автовладельцев столкнулись с неожиданной проблемой — аннуляцией регистрации транспортных средств. Особенно это коснулось тех, кто приобретал автомобили через параллельный импорт. Разбираемся, в чем причина, кто оказался в зоне риска и как защитить себя от подобных ситуаций.
Кто оказался в зоне риска?
Проблема приобрела федеральный масштаб и затронула тысячи автовладельцев. Основная группа риска — владельцы машин, ввезенных в страну через параллельный импорт. Выяснилось, что при таможенном оформлении стоимость таких автомобилей занижалась в инвойсах, что позволяло экономить на таможенных платежах.
Как пояснил автокриминалист Максим Шелков, проблема стала массовой: «Случаи исчисляются тысячами. Меньше рискуют только те, кто полностью контролировал процесс поставки и оформления автомобиля, лично участвовал в оплате и оформлении документов за границей».
Почему возникла недоимка?
Причиной стали поддельные инвойсы — документы, которые содержат информацию о стоимости автомобиля, продавце и других деталях сделки. Многие брокеры подавали в таможню инвойсы с заниженной стоимостью, что позволяло уменьшить размер таможенных пошлин и НДС.
На практике это выглядело так: вместо реальной стоимости автомобиля в документах указывалась меньшая сумма. Это привело к тому, что тысячи машин были растаможены с нарушениями, а автовладельцы теперь вынуждены доплачивать недоимки.
Как выявили нарушения?
Федеральная таможенная служба (ФТС) активно взялась за проверку документов, поданных при таможенном оформлении. Проверка возможна в течение трех лет с момента ввоза автомобиля в страну. Владельцы машин узнают о недоимках внезапно, получая уведомления о необходимости доплаты.
По словам Шелкова, сумма недоимки зависит от степени занижения стоимости в инвойсе: «Средняя сумма доплаты составляет 300–400 тысяч рублей. Проблема в том, что покупатель не может проверить, какие документы были предоставлены при таможенном оформлении. Эта информация хранится в архивах ФТС и недоступна для автовладельцев».
Что происходит с автомобилями?
Если автовладелец не оплачивает недоимку, ФТС может аннулировать электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). После этого регистрация автомобиля аннулируется, и машина превращается в «кусок металлолома».
«Это огромная проблема для конечного покупателя, — отмечает Шелков. — Даже если машина была официально зарегистрирована, это не гарантирует, что в будущем не возникнет проблем с пересчетом утилизационного сбора или другими платежами».
Что делать автовладельцам?
-
Проверяйте документы. При покупке автомобиля через параллельный импорт убедитесь, что все документы оформлены корректно.
-
Контролируйте процесс. По возможности участвуйте в процессе оплаты и оформления автомобиля за границей.
-
Будьте готовы к доплатам. Если вы уже владеете автомобилем, ввезенным через параллельный импорт, заранее узнайте о возможных рисках и подготовьтесь к дополнительным расходам.
Статистика от ФТС
По данным ФТС, в 2024 году в результате проверок было доначислено 535,9 млн рублей утилизационного сбора. Это касается физических лиц, которые неоднократно ввозили транспортные средства в коммерческих целях.
Вывод
Ситуация с аннуляцией регистрации машин стала серьезным вызовом для автовладельцев. Чтобы избежать проблем, важно тщательно проверять документы при покупке автомобиля и быть готовым к возможным дополнительным расходам. Если вы уже столкнулись с недоимкой, обратитесь за консультацией к юристам, специализирующимся на таможенном праве.
Будьте внимательны и осторожны при покупке автомобилей через параллельный импорт, чтобы не стать жертвой мошенничества.